Сергей Анохин (yanosha) wrote,
Сергей Анохин
yanosha

Categories:

Портлендская ваза

Когда Джон Эйнсли II в 1860-1861гг. решил открыть свою мануфактуру, он назвал ее просто - Portland Works. В то время бурно отмечалось столетие фирмы "Веджвуд и сыновья" и Джон Эйнсли II не скрывал, что название свой фирме он даёт в честь Джозайи Веджвуда и его лучшего творения - Портлендской Вазы.
Казалось бы - ну и что? Дело в том, что официально сейчас считается, что Джозайя Веджвуд лишь скопировал древнеримский образец. И сама ваза является жемчужиной колекции Британского музея (практически как Венера Милосская или Джоконда). Все экскурсоводы специально подводят своих подопечных к центральному экспонату в зале 72 и рассказывают разные басни, связанные с вазой. Вот, к примеру, этот человек нетрадиционной ориентации рассказывал на хорошем русском но с диким акцентом как Посол Гамильтон и Леди Гамильтон жили втроём с адмиралом Нельсоном (ужасным человеком без зубов, глаза и руки), и эта прошмонда в угоду Нельсону убедила посла купить эту вазу у местного артдилера. Вряд ли эта история имела место в действительности, так как ваза приехала в Англию уже 1783г., а сожительство Гамильтонов с Нельсоном началось похоже лишь в 1798г.

Копия DSC_0620



История вазы сейчас расписана чуть ли не по годам с момента создания в конце прошлого летоисчесления, то есть вазе лет столько же примерно сколько Иисусу Христу. Однако есть некоторые неувязочки. Их собственно две.
Первое. В такой технике изготовлен только один предмет за всю историю человечества до 1789г. Говорят, что существует ещё одна амфора в неапольском музее, но её изображения я найти не смог. Так что пока считаю, что ваза уникальна. Более того специалисты 18-го века считали, что такая техника настолько сложна, что мастер должен был работать над ней года два. И никто из современных (18-й век) мастеров не сможет повторить сей шедевр. Увы, мастерство утеряно :(  Однако как только ваза была привезена в 1783-84гг. в Англию Джозайя Веджвуд как раз за два года смог раскрыть старый секрет и скопировать Портлендскую вазу один в один и даже лучше.
Следует сказать, что маэстро Веджвуд с 1774г. (то есть за десять лет до появления вазы в Англии) на своей фабрике в Этрурии производил посуду и другие прелестные безделушки по очень интересной и специфической технологии, а именно камеи на керамике. Портлендская же ваза - это камеи на стекле (якобы), хотя то стекло сильно похоже на чёрный фарфор.
Вторая загадка в вазе - это изображение. Никто толком не может объяснить, что именно и кто именно изображен на камеях. Нет никакого точного соответствия ни с историей, ни с мифологией (римской или греческой). Хотя конечно же есть интерпретации во множестве.

Но что нам до всего до этого? Мы с вами будем просто наслаждаться шедевром. Независимо от того когда и кто его создал. И не будем показывать пальцем на хитрую рыжую морду Джозайя Веджвуда :)))

На картинке представлена прорисовка с текущей версией сюжета про Пелея, Фетиду и Гекубу:
Копия DSC_0623


Копия DSC_0624

Копия DSC_0625

Копия DSC_0626

Копия DSC_0628

Копия DSC_0630

Ваза билась множество раз. Последний раз её разбил кирпичом конечно же ирландец. Но в первый раз она разбилась ещё две тысячи лет назад. У неё отвалилось дно. И туда вставили стеклянный диск с изображением человека почему-то в срендевековой шапке:
Копия DSC_0632

вот пример типичного изделия фабрики Веджвуда, начиная с 1774г.:
Wedgwood_-_Scent_Bottle_with_Mythological_Scenes_-_Walters_481570
Tags: Англия, музеи, фарфор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments