Сергей Анохин (yanosha) wrote,
Сергей Анохин
yanosha

25 стильных фильмов.

Олег Бочаров bocharoff составил список стильных (?) фильмов. Он их называет самыми стильными. Надо задуматься.

Оригинал взят у bocharoff в 25 самых стильных фильмов.
Да, ты совершенно прав. В этом месте должно быть подробное и ясное разъяснение, что именно подразумевается под термином «стильный кинематограф». Но чувство стиля - специфическая вещь: оно или есть или нет. У тебя есть? Тогда и так поймешь, что делают киноленты в этом списке. Ну а если у тебя нет чувства стиля, то... эээ.... будем считать что ты здоровый, красивый, умный и богатый. Зачем тебе стиль?



Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet Des Dr. Caligari)
1920, Германия, Роберт Вине

Этот психоделический хоррор дал старт не только германскому киноэкспрессионизму, но заставил тысячи людей мире страдать бессонницей вследствие пережитых видений. Страшно красиво и страшно.


Строгий юноша
1935, СССР, Абрам Роом

Если ты хотел гротескного коммунистического кино - с кучерявыми мускулистыми юношами, метающими диск, романтичными студентками, рассуждающими о коммунистической философии, и чтоб все это - на фоне белоснежных сталинских построек, статуй и черных роялей, то вот оно. Режиссера настолько перло от эстетики победоносного коммунизма будущего, что он потерял контроль и уместил в фильм абсолютно все, что только мог породить разум пламенного художника-энтузиаста - вплоть до размашистых мазков авангарда. От чего фильм и попал под запрет: в СССР было принято держать себя в ежовых руках.

(Здесь мы пропустим махом сороковые - там был нуар, а он весь хорош и заслуживает отдельного списка)


Сладкая жизнь (La dolce vita)
1959, Италия, Франция, Федерико Феллини

Летописи итальянской богемной жизни от Феллини сквозь призму очков Мастрояни. Непобиваемое сочетание карт.


Приключение (L'avventura)
1960, Италия, Франция, Микеланджело Антониони

Обычно киноведы, рассуждая о самых стильных фильмах в истории, вспоминают «Фотоувеличение» Антониони, но на мой взгляд «Приключение» справляется с этой ролью еще убедительней. Здесь строгость итальянского стиля достигает такого эстремума, что даже боязно смотреть - кажется, что ты можешь подпортить его своим недостаточно стерильным взглядом.



Завтрак у Тиффани (Breakfast at Tiffany's)
1961, США, Блейк Эдвардс

Гламур большого города, как вечный друг и враг молодой девушки - тема тысяч фильмов. Если не миллиона. Но эта картина с Одри Хепбёрн может не обращать внимание на конкурентов - здесь тема подана на почти недосягаемом уровне грации, и при этом играючи, без малейших потуг.



Процесс (Le procès)
1962, Франция, Германия, Италия, Орсон Уэллс

Снятая на заброшенном вокзале экранизация романа Кафки блещет безудержной визуальной фантазией, которую Орсон Уэллс смог каким-то чудом обуздать и направить в русло непогрешимого эстетства.



Доктор Ноу (Dr. No)
1962, Великобритания, Теренс Янг

Внимание к деталям и изысканность интерьеров да пейзажей просто зашкаливает. И не надо говорить, будто якобы все «Бонды» - красивы и стильны. Нет, качество сериала в этом аспекте гуляет радикально, лишь в лучшие моменты возвращаясь к исходной точке - первому фильму «Доктор Ноу».



Альфавиль (Alphaville, une étrange aventure de Lemmy Caution)
1965, Франция, Италия, Жан-Люк Годар

Болезненное кино, объект ненависти для 9 из 10 человек, что к нему прикоснулись. Но даже если «Альфавиль» тебе не по душе, постарайся признать - совместив первобытную псходелию, нуар, фантастику (и все это в видах реального Парижа!), Жан-Люк Годар совершил бессмысленный, но славный творческий подвиг.



Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
1966, СССР, Леонид Гайдай

О, чудо! Оказывается, если абстрагироваться от комедийного сюжета и прочих отвлекающих (и развлекающих) факторов да поглядеть трезвым взглядом на ремастированную версию «Кавказской пленницыв», тогда открывается простая истина. Это неподражаемо эстетичное, изящное и продуманное в каждом изобразительном аспекте произведение.



Время развлечений (Playtime)
1967, Франция, Италия, Жак Тати
Выглядит как удивительный демо-фильм - демонстрирует, какие чудеса можно сконструировать в кадре, есть вложить много денег, и ни перед кем не отчитываться (так как деньги собственные). Тати и так был апологетом французского прогрессивного стиля, но в этой урбанистической комедии он превзошел самого себя.



Космическая одиссея (2001: A Space Odyssey)
1968, США, Великобритания, Стэнли Кубрик

Фильм, который задает тон научной кинофантастике на долгие годы вперед. Хотя многие этот тон расслышали превратно - от чего фантастика, несмотря на старания Кубрика, в основной своей массе осталась трешовой категорией Голливуда.



Конформист (Il conformista)
1970, Италия, Франция, Германия, Бернардо Бертолуччи

Согласись - сочетание Парижа и фашистов трудно испортить. То же самое потом еще Тарантино повторно доказал.



Ящерица в женской коже (Lucertola con la pelle di donna, Una)
1971, Италия, Испания, Франция, Лучио Фульчи

Итальянцы могут величественно красиво снять даже распоследнюю клюкву - этого умения у них не отнять. Этот кровожадный и распущенный джалло-фильм запоминается тем, что агрессивно внедряет в дешевый итальянский триллер глянцевые арт-постановки. На последующие лет 15 это стало идеей фикс многих итальянских мастеров триллера и хоррора.



Заводной апельсин (A Clockwork Orange)
1971, Великобритания, США, Стэнли Кубрик

Прошу извинить за то, что в этом списке два фильма Кубрика, так уж получилось. Обещаю - больше это не повторится. Эта экстравагантная экранизация романа Энтони Берджесса не зря вышла пижонской - ведь повествует она об очень и очень злобных пижонах. Нетрадиционная эстетика «Заводного апельсина» породила множество культов подражателей и последователей. К счастью, безобидных.


Шафт (Shaft)
1971, США, Гордон Паркс

Один из первых фильмов категории Blaxploitation - жанр расово черного низкобюджетного кино с бескомпромиссным погружением в секс, насилие и все остальное, что попадется под руку и будет интересно невзыскательному зрителю. Детективный боевик «Шафт», однако, пережил многих своих лакированных голливудских сверстников, и даже официально занесен в сокровищницу американских киношедевров. Но нам сейчас он интересен в первую очередь тем, что фильм внес неоценимый вклад в эстетику и стиль черной культуры. Возьми на заметку: есть мнение, что в основу прикидов самого Шафта и его соратников легли наряды экстремистской группировки «Черные пантеры».


Суспирия (Suspiria)
1977, Италия, Дарио Ардженто

Главный бриллиант в короне итальянского триллера, «Суспирия» не только блещет потусторонней красотой, но и эффектно использует свой декадансный шарм для создания атмосферы, в которой бы сам Дэвид Линч чувствовал себя как на родной планете.


Сталкер
1979, СССР, Андрей Тарковский

Тарковскому, похоже, самому так понравились созданные ими кадры, что он настойчиво предлагает зрителю любоваться картинами по несколько минут безо всякого движения. В большинстве случаев они того действительно стоят.


Контракт рисовальщика (The Draughtsman's Contract)
1982, Великобритания, Питер Гринуэй

Фильмы Гринуэя – та еще красота, зачастую невыносимая. «Контракт рисовальщика» - костюмированная мистерия, доказывающая, что и в 1694 году британцам были не чужды дизайнерские склонности. И выросли они на почве Рубенса и Караваджо.


Таинственный поезд (Mystery Train)
1989, США, Япония, Джим Джармуш

Джармуш присвоил статус лидера американского независимого кино в 1984 году, когда сконструировал неотразимую кинокартину «Более странно, чем в раю». Собственно, ее и можно было бы назвать его наиболее стильным произведением, но у нас и так здесь перебор с черно-белыми постановками. Посмотри, как в 1989 году Джармуш решил более сложную задачу – создать столь же эстетичное и даже эстетское произведение об американской глубинке, но уже силами цвета. Так к нам на платформу прибыл «Таинственный поезд».


Неглубокая могила (Shallow Grave)
1994, Великобритания, Дэнни Бойл

Британское кино в целом гораздо крепче придерживалось ценностей стиля, нежели Америка. Английская интеллигенция ведь – те еще снобы. Да и каждый третий там аристократический потомок из числа вольных бездельников. К тому же британское кино стало стильным в некотором смысле принудительно – небольшой бюджет фильмов вынуждал авторов искать красивые решения. Когда мажорный английский стиль попал в руки пролетарского ирландца Дэнни Бойла, он блеснул им как никто другой в 90-е. И сделал это в первой же полнометражной ленте - молодежном триллере «Неглубокая могила». Деньги, кровь, скандалы, склоки, черный юмор и полный мертвый стиль.


Семейка Тененбаум (The Royal Tenenbaums)
2001, США, Уэс Андерсон

Этот Уэс Андерсон – эстет и красотолюб, каких мало. Очень мало. Может, даже он один такой. Положа руку на сердце, признаюсь: можно было не строчить этот Top-25, а заменить его коротким, но действенным обзором фильмов «Академия Рашмор», «Водная жизнь», «Поезд на Дарджилинг», м/ф «Бесподобный мистер Фокс» и «Королевство полной луны». Каждый из них – кладезь грациозных дизайнерских чудачеств, выжимка из лучших глянцевых журналов мира. «Семейка Тененбаум», может, из числа более скучных фильмов Андерсона, но по части строгости стиля, изобретательности арта и безупречности вкуса он – вершина не только для режиссера, но и для всего этого списка.


Амели (Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain)
2001, Франция, Германия, Жан-Пьер Жёне

Жёне можно обвинять в чрезмерном буйстве красок и неудержимости фантазии, но нельзя отрицать тот факт, что в сердце его бьется точный размеренный метроном, который и в критические моменты фильма заставляет Жене идти ровно в ногу с красотой.


Звездный десант (Starship Troopers)
1997, США, Пол Верховен

Антивоенное кино в нацистской эстетике, да еще по мотивам милитаристического романа? Задача нерешаемая даже для гениев, но Верховен чудом выкрутился. Лично мне «Звездный десант» успешно заменяет «Триумф воли» Рифеншталь. Да еще с экшеном! И с гигантскими жуками!!


Небесный капитан и мир будущего (Sky Captain and the World of Tomorrow)
2004, США, Великобритания, Италия, Керри Конран

Почти самодельная лента от кудесника-самоучки, снявшего один-единственный фильм, и сгинувшего из большого кино, когда он провалился в прокате. Это также одно из первых в истории кино полнометражных чудес, снятых почти целиком на «зеленом экране» с последующим добавлением всего остального на компьютере. В этом смысле «Небесный капитан» - предтеча «300 спартанцев» и «Города грехов». Однако с одной очень важной оговоркой – это целиком самостоятельное авторское произведение. И красивое до рези в глазах.


Меланхолия (Melancholia)
2011, Дания, Швеция, Франция, Германия, Ларс фон Триер

Фон Триер любопытен тем, что творит безвкусицу и эстетику одновременно, не утруждаясь отделением одного от другого. Для современного искусства это в порядке вещей. И все же «Антихрист» Триер посвятил Тарковскому не зря – оперевшись на древнесоветские устои красоты он вышел на новый уровень, и окончательно созрел как преподноситель чистого арта в следующем фильме – «Меланхолия». Если тебе на «Меланхолии» вдруг скучно стало, можешь позвать экскурсовода, и он, тыкая указкой в экран, будет разъяснять духовную и художественную ценность каждого изображения. Может, хоть так меланхолия спадет.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments